Итак, Вы решили сменить генерального директора
Какие у этой процедуры основные этапы, варианты и есть ли подводные камни?
Для начала нужен новый директор. По закону сообщить в налоговую об изменениях должен именно он. И сделать это в течение 3-х дней.
Допустим нового руководителя нашли. Что дальше? Дальше нужно решить с какой даты он вступает в должность. Соответственно накануне старый директор лишается своих полномочий.
Теперь фиксируем все это документально. Если у компании один владелец, то составляется решение единственного участника, если учредителей несколько, то — прокол. Для информирования налоговой о смене ген.дира в понятном для нее виде составляется специальная форма — она называется Р14001. Всеми бумагами как правило занимается юрист. Можно и самим, но как в любом деле без опыта и знаний нюансов можно получить отказ.
Документы составили. Что теперь? Теперь их нужно заверить.
И тут появляются варианты.
В классическом варианте заверение делает нотариус. И раньше нотариус заверял только форму Р14001, но главный нюанс 2020 года – обязательное заверение всех решений (или протоколов) общества у нотариуса. Правда в законе есть оговорка – Заверение обязательно, если иное не предусмотрено уставом. Практикующий юрист конечно же попросит устав Вашей компании, но в большинстве случаев только для того чтобы убедиться, что этой оговорки там нет.
Вы скажите – ну какая разница одну бумажку заверить или две, ведь мы УЖЕ у нотариуса?
Но! Это важно для второго варианта заверения. Если форма Р14001 заверяется с помощью Электронно-цифровой подписи (ЭЦП), то тогда к нотариусу ее нести не нужно. И в этот момент уже важно – обязаны Вы заверять у нотариуса решение учредителей или нет? Если да, то к нотариусу идти придется.
Но можно сделать хитрый ход. Составить решение о том, что больше Вы НЕ будете заверять решения компании у нотариуса. Это решение придется заверить у нотариуса. Но потом Добби свободен. Главное сделать этот ход ДО начала смены ген.дира по ЭЦП.
Одновременно с заверением формы Р14001 по ЭЦП ее можно тут же отправить в налоговую. А в классическом варианте эту форму придется отнести в налоговую: лично или через почту России. Или попросить нотариуса отправить Р14001 в ИФНС за дополнительную денежку.
Итак, нотариус это бОльшие фин.расходы и дополнительные телодвижения. Вариант с ЭЦП дешевле и не нужно никуда ходить.
Почему же способ с нотариусом не уходит в прошлое? Если очевидно, что у ЭЦП больше плюсов?
Увы, смена ген.дира по ЭЦП может обернуться отказом. От коллег-юристов знаю, что в Москве хорошо проходит смена ген.дира по ЭЦП, если он не является массовым и имеет московскую прописку. В остальных случаях — отказы. В регионах налоговые в принципе не любят менять ген.дира по ЭЦП.
Интересно.. На каком основании ИФНС позволяет себе такую разборчивость?
А очень просто. В законах о выдаче ЭЦП есть двоечтение – и разные удостоверяющие центры (УЦ) трактуют его по-разному. Двоечтение заключается в том — на каком основании УЦ может считать нового ген.дира действующим? Одни считают, что с момента подписания учредителями решениями и де-юре это так. Но другая трактовка гласит, что пока широкому кругу лиц ничего не известно о новом директоре (т.е. его нет в ЕГРЮЛ), то выдавать ЭЦП нельзя.
У практикующих юристов всегда есть контакты менее щепетильных УЦ, которые сбацают ЭЦП по более выгодной трактовке.
Получается: если время критично – действуйте через нотариуса, а если хочется удобно и экономно – пробуйте менять по ЭЦП. В худшем случаем (при отказе) пойдете классическим путем через нотариуса.
Теперь (после отправки сведений в налоговую) ждем 2 недели регистрации изменений. И готово!
Но нужно понимать, что эти две недели в компании будет некое безвсластие в части подписания документов с поставщиками или клиентами. Т.к. старый ген.дир УЖЕ не может подписывать документы, а с новым руководителем партнеры могут отказаться подписывать бумаги, т.к. в открытых источниках (ЕГРЮЛ) информация о нем ЕЩЕ нет. Ведь в первую очередь на ЕГРЮЛ ориентируются компании, проявляя должную осмотрительность при заключении сделок.
Для устранения этой коллизии – старый ген.дир, пока его полномочия еще действуют, дает право подписи юридически значимых документов любому сотруднику компании. И смена руководителя не парализует работу компании.
Спасибо за внимание.
Берегите себя и свои компании