26.04.2015 23:15

Как избежать кражи материальных ценностей сотрудниками бухгалтерии?

Бухгалтер на предприятии имеет практически неограниченные возможности для злоупотребления, ведь именно через него идут все денежные потоки компании. При этом в ряде случаев расчет идет на невнимательность руководителя, в других - разрабатываются специальные схемы, в том числе с привлечением других сотрудников.

Мошенничество с товарно-материальными ценностями и денежными средствами

Как правило, в ходе бухгалтерского обслуживания юридических лиц периодически возникает необходимость списания товарно-материальных ценностей. Это могут быть различные средства: от ГСМ до деталей компьютера или попросту бумаги. При желании бухгалтер может составить акт на списание вполне годных ТМЦ, присвоив себе соответствующие товары. Такая кража может сопровождаться сговором с другими сотрудниками: водителями, инженерами, системными администраторами и т. д. Другой вариант подобного хищения - неполное оприходование товарно-материальных ценностей. В этом случае бухгалтер, скорее всего, находится в сговоре с кладовщиком.

Также кражи могут производиться и в денежной форме. Так, например, бухгалтер имеет возможность оформить сотруднику несуществующую командировку и получить выплаченные за нее средства. Если руководитель предприятия имеет привычку не читать документы на подпись, то приказ бухгалтер может просто добавить к кипе других документов.

Какими могут быть последствия для организации

Помимо прямых потерь в виде кражи денежных средств и товарно-материальных ценностей, предприятие может иметь и другие негативные последствия от хищений сотрудниками бухгалтерии. Так, если при составлении и сдаче налоговой отчетности указываются недействительные показатели бухучета, то в ходе проверки контролирующими  органами это может повлечь за собой штрафные санкции и пени, а также другие виды ответственности за нарушения.

Как предотвратить хищения?

Предотвратить кражи поможет, в первую очередь, регулярная проверка (полная или выборочная) данных бухучета на соответствие фактическим показателям. Важно, чтобы специалист, которому вы доверяете постановку бухгалтерского и налогового учета, а также их дальнейшее ведение, чувствовал ваш постоянный контроль. К примеру, можно проверить насколько совпадают данные складских ордеров и товарно-транспортных накладных. При аудите бухгалтерских документов специалисты должны внимательно изучать документы на расходы на соответствие форме и содержанию.

В крупных организациях для проведения контроля целесообразно создавать специальные подразделения внутреннего аудита и службы безопасности.



< К списку статей
Услуги и цены